Капитан Очевидность о глиняных чайниках – TeaTerra

Капитан Очевидность о глиняных чайниках – TeaTerra

В посуде я разбираюсь очень слабо, чай мне гораздо интереснее, и этот пост не надо воспринимать как высказывание эксперта. Он составлен из разъяснений элементарных вещей, которыми мне регулярно приходится заниматься в личке, и публикую я его в основном для того, чтобы вместо бесконечных повторений просто давать на него ссылку. Многие читатели (смею даже думать, большинство) и так прекрасно всё это знают. Но может быть, этот текст пригодится им в общении с менее опытными товарищами.

1. Глобально китайские глиняные чайники для заваривания чая можно разделить на три категории.
Первая – это полностью литые чайники, которые целиком, вместе с носиком и ручкой изготавливаются путём прессовки в разъёмных формах. Это самые дешёвые чайники, закупочные цены на них составляют буквально несколько юаней, к этому классу относятся всем известные «пластилиновые» чайники с Алиэкспресса и из лавочек «элитного» чая, продающиеся в розницу в России по 500-1000 руб. Они сделаны из низкосортных материалов, обработка у них крайне грубая, среди них могут найтись отдельные удачные, сносно работающие экземпляры, но перебирать эту дрянь нет никакого смысла, на такие чайники вообще не стоит размениваться, даже самая простая фарфоровая гайвань однозначно лучше будет подходить для качественного чая, стоя при этом столько же. Раньше в нашем ассортименте были одна-две посудины такого класса – чтобы наглядно показывать начинающим разницу между ними и приличными чайниками. Больше они почти ни для чего не пригодны, возможности их использования сводятся к украшению интерьера (сомнительному), подаркам бабушкам (желательно чужим) и завариванию лечебных травяных сборов.

Цена: 8790 RUR
Производитель: JBL.Модель: Link Portable с Алисой (JBLLINKPORGRYRU) grey.
Цена: 8290 RUR
Цена: 8790 RUR

Вторая – чайники, тело которых изготавливается в форме, после чего следует ручная доводка – правка шпателем, присоединение носика и ручки (которые также могут делаться в формах) и т.п., для круглых чайников иногда используется гончарный круг. Мы называем такие изделия полуручными, но некоторые люди подразумевают под полуручными чайниками что-то другое. Такие чайники имеют широкий диапазон качества и цен, и худшие из них немногим отличаются от тех, о которых сказано в предыдущем абзаце. Но в среднем у них гораздо более качественные материалы и тщательная обработка. В российской рознице такие чайники имеют четырёх- и пятизначные ценники. Мы занимаемся чайниками этой категории с закупочными ценами для оптовиков в диапазоне от 80-100 до 300-400 юаней, и дальше речь будет идти преимущественно о них. Надо понимать, что это не произведения искусства, они не обладают никакой художественной, культурной и т.п. ценностью, это просто рабочие инструменты, производимые массово, быстро, сотнями и тысячами штук. Никакие мастера, имеющие какой-либо статус в гончарной иерархии Китая, не имеют к ним отношения. Мастер может руководить студией, где такие чайники производятся; он также может быть автором чайника-образца, с которого снимается форма. А сами эти чайники делают рядовые сотрудницы студии, безызвестные и безымянные, по много штук ежедневно.

У чайников из этой категории, имеющих более высокую закупочную цену, другие материалы, они более искусно и аккуратно сделаны, у них может быть более интересный декор. Но что из этого вносит бОльший вклад в цену в каждом конкретном случае, мне сказать трудно – для этого нужно быть более компетентным человеком.

Как и в случае с чаем, мы заботимся о том, чтобы цена соответствовала непосредственно ощутимому качеству. На лучше работающие чайники мы ставим более высокую наценку, на те, что не вызвали восторга – более низкую. Если мы не находим в дорогом чайнике очевидных достоинств, цена на него значительно снижается.

Наконец, третья категория – это полностью ручные чайники, у которых все элементы, начиная с тела, вручную, без формы и круга лепит умелый, специально учившийся этому человек, и на изготовление такого предмета может уходить от нескольких дней до нескольких недель. Видео, на которых запечатлены этапы этого процесса, любят выкладывать российские продавцы, и эти видео действительно впечатляют. Но они не имеют никакого отношения к тому, чем эти продавцы торгуют. Такие чайники – это совершенно иной порядок цен. До них мы пока не доросли.

2. Глина без глазури несколько сложнее в обращении, чем фарфор. Это не должно пугать, но это стоит учитывать.

Фарфоровая посуда не требует подготовки к работе, в ней сразу можно заваривать качественный чай. Свежий глиняный чайник – как правило, требует. Без неё он может поначалу сильно «отъедать» вкус завариваемого чая, искажать его, а в некоторых случаях придавать чаю неприятный привкус. Как этого избежать, описано в посте https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_12196 . Но длительная подготовка нужна не каждому чайнику. Можно просто взять и заварить в новом чайнике хорошо знакомый вам чай, попробовать и решить, устраивает ли вас его вкус.

Фарфор не имеет памяти. В фарфоровой гайвани можно заварить шалфей с мятой или элитный чай «Последняя страсть безумного монаха», ароматизированный дурианом и асафетидой, использовать её как пепельницу, разводить в ней столовый уксус для пельменей, забыть в ней чай на месяц и вырастить цивилизацию пеницилл. Перекрестились, вытряхнули, помыли с содой и перешли к следующему эксперименту.

Глина имеет память. Она пориста и неплохо впитывает запахи, поэтому в глиняной посуде не надо заваривать чай с добавками и ароматизаторами, и лучше не трогать глиняный чайник жирными или грязными руками. А если вы заведёте в глиняной посуде плесень, то избавиться от неё может оказаться непростым делом. Поэтому после работы глиняные чайники следует опорожнять и сушить с открытой крышкой до полного высыхания.

Мыть их при этом или нет – дело вкуса. Лет десять-двадцать назад было принято «растить чайные горы», то есть вытряхивать чайный лист и оставлять чайник сушиться, не споласкивая его изнутри, позволяя остаткам настоя окислиться и сформировать на внутренней поверхности чайника нерастворимый чайный налёт, и я так делаю до сих пор. Но большинство молодых любителей чая моют чайники, зачем – непонятно, но если вам так нравится – на здоровье, только не забывайте, что даже в этом случае сушить чайник лучше с открытой крышкой, иначе в нём может появиться стойкий затхлый и кислый запах – вероятно, это связано с тем, что в порах даже после споласкивания остаётся небольшое количество органических веществ.

Глину, покрытую глазурью, в этих вопросах можно приравнять к фарфору.

3. Вопрос, что такое хороший чайник, не имеет корректного ответа в общем виде. Для кого-то на первом месте эстетика (которую всяк понимает по-своему), для кого-то – рабочие качества, для кого-то – какие-то плохо понятные нам умозрительные факторы.

Лично для нас хороший чайник = чайник, который хорошо работает. А хорошо работать для чайника означает а) хорошо раскрывать достоинства чая, в первую очередь, его вкусоароматический потенциал и б) хорошо работать в чисто физическом смысле, то есть иметь более-менее быстрый, ровный и полный слив, хорошо прилегающую крышку, чтобы из-под неё не текло, удобную ручку и форму в целом, и т.д.

Пункт б) проще в том смысле, что об этих свойствах при наличии опыта можно строить предположения по фотографии чайника (но и тут, конечно, бывают сюрпризы, и приятные, и не очень). Скорость слива сильно зависит от соотношения диаметра носика и его выходного отверстия с объёмом чайника, а также от направления носика. Чем носик шире, тем слив, естественно, быстрее. Какой слив считать достаточно быстрым – вопрос относительный. Во времена моей молодости мне доводилось слышать мнение, что для улунов подходят только чайники со сливом 7 секунд и быстрее (что встречается редко). Но надо понимать, что во времена моей молодости чай заваривали проливами с нулевой экспозицией: залил воду, накрыл крышкой – и сразу же сливаешь настой. Сейчас многие настаивают чай по полминуты, а то и по минуте, и в этом случае не играет особой роли, десять секунд сливается настой или тридцать. Хотя держать чайник на весу полминуты лично мне было бы противно – да и чего ради, когда полно чайников со сливом по десять секунд?.. В среднем, у приличных чайников скорость слива около 10 мл в секунду, у маленьких она обычно ниже, у больших выше. Лично меня такая скорость вполне устраивает. Бывают и более быстрые чайники, со скоростью слива до 20 мл в секунду и выше – это практически как у гайвани. Но такие чайники могут странновато выглядеть – они слишком «носатые».

Хороший слив — не только быстрый, но и ровный. В идеале, ровная сильная струя должна формироваться уже при наклоне чайника градусов на тридцать, и она должна оставаться ровной, не колеблясь, не перекручиваясь и не дробясь на капли при подъёме чайника на полметра. В реальности такое встречается нечасто, не с каждой формой чайника это вообще возможно, да и для практической работы с чаем это не нужно, такие вещи нужны скорее для шоу, для «чайного балета». Если при наклоне чайника на 45-60 градусов образуется ровная струя длиной сантиметров десять – этого достаточно.

Хорошо, когда из-под крышки не течёт совсем, при «утопленных» крышках типа цяньгай шансы на это приближаются к 100%, при «прижимающих» крышках типа ягай (как у Ши Пяо) уверенности меньше. Но одна-две капли за время слива – не проблема, тем более что в процессе работы крышки притираются к телу, особенно если приложить к этому немного усилий.

То, насколько удобно чайник лежит в руке – дело очень индивидуальное, и дистанционно это не оценишь. Бывает, например, чайник удобно держать за ручку, но при этом трудно дотянуться большим пальцем до крышки, приходится задействовать две руки.

Даже в одной серии из одной студии все чайники слегка отличаются друг от друга – нюансами формы, объёмом (процентов на 10-15 – обычное дело, даже если лекала одни, усадка при обжиге всё равно разная), сливом. Поэтому мы просим контрагентов проверить рабочие качества каждого чайника, который мы покупаем.

А вот с пунктом а) намного сложнее. То, как раскрывается в чайнике вкус и аромат чая, больше зависит от материала, чем от чего-либо ещё, и, поработав с каким-то материалом, можно сделать вывод, что в нём хорошо получаются, например, шу, а шэны – не очень, и ориентироваться на это при выборе следующих чайников. Но нередко бывает так, что в чайнике из знакомого вроде бы материала вкусно получаются совсем не те чаи, как можно было предположить, или всё получается как-то невкусно, или просто не так, как хочется.

Так что опыт помогает, но не гарантирует нужный результат, а чужие советы бесполезны. Как и с чаем.

4. Материал имеет практическое значение.
Часто можно встретить две крайности. Первая – полное непонимание, что глина глине рознь. Люди с этой девиацией считают, что чайник, слепленный российским гончаром из испанской глины, не хуже подойдёт для заваривания качественного чая, чем исинский. Как он вообще может быть хуже?! Он же авторский, сделан вручную, с душой! Вон какой красивый!

Вторая крайность – возведение исинских чайников в какой-то культ, иррациональное преклонение перед ними (причём любыми, любого, порой сомнительного уровня качества), не основанное на опыте и на сравнении этих чайников с другими.

Со вторым вариантом в последние годы стало попроще – широкое распространение циньчжоуских, цзяньшуйских и прочих не исинских чайников позволило большинству убедиться, что они, как минимум, заслуживают внимания. Сейчас даже бывает так, что у человека есть чайник Нисин Тао, есть какой-нибудь японский хохин или ёкодэ кюсу, ещё что-нибудь в том же роде, то есть довольно специфичные вещи с узкой, по идее, областью применения, а обычного, сравнительно универсального исинского чайника при этом почему-то нет.

Первый же вариант, с неприятным оттенком квасного патриотизма – настоящий бич нашего времени, и пока мода на гончарные экспресс-курсы не сойдёт на нет, с этим ничего не поделаешь. Сейчас куда ни плюнь – непременно попадёшь в талантливого начинающего керамиста, который осведомлён, что чайники могут стоить страшные тысячи рублей, и убеждён, что и его чайники должны столько стоить, ручная же работа, а как вы хотели. Проблема в том, что большинство из этих юных мастеров если и знакомы с качественным чаем, то только с самым дешёвым и неприхотливым, который в любой посуде получается более-менее одинаково, поэтому им сложно понять, чтО, собственно, не так… Мне встречались хорошо сделанные отечественные чайники, с правильными формами, удобные в работе – но, к огромному сожалению, пригодные для использования только на кухне, потому что вкус и аромат по-настоящему хорошего чая они обедняют и огрубляют, заваривать высококлассный чай в них – это как смотреть красочное кино в очень низком разрешении и с плохой цветопередачей. Конечно, было бы неправильно ставить крест на всех российских глиняных чайниках – мой опыт очень невелик. Но очевидно, что свойства глины как таковой очень важны.

Замечу, что я не берусь судить о том, чем же именно так хороши китайские и, в частности, исинские глины – для этого я совершенно недостаточно компетентен. Я говорю лишь о чистой эмпирике, о том, как раскрываются интересующие меня достоинства чая, с которым я работаю, в посуде из разных материалов.

Материалы чайников из нашего ассортимента заметно различаются по своим свойствам. Гораздо сильнее, чем материалы фарфоровых гайваней, хотя и фарфор далеко не одинаков. Есть чайники, в которых лучше получаются чаи с плотным вкусом, а чаи с лёгким вкусом и тонким ароматом получаются хуже; есть чайники с противоположными свойствами; есть чайники, в которых хорошо получаются только красные чаи, а всё остальное – так себе; и так далее. Оставаясь на материалистических позициях, причину нужно искать в первую очередь в теплоёмкости и теплопроводности разных глин. Она действительно различается – если налить горячую воду одинаковой температуры в разные чайники, их температура даже на ощупь будет разной, разной окажется и температура вылитой из них воды. Но одним только этим трудно объяснить все наблюдаемые явления.

В то же время, я не люблю давать советы типа «этот чайник подойдёт для этого чая, а вон тот – для вон того». И подход, и вкусы у разных людей слишком сильно различаются. Человек может заваривать чай совсем не так, как я, и ценить в нём совсем не то, что важно для меня. Поэтому с тем, чайник из какого материала для какого чая лучше подходит, предпочтительнее разбираться на собственном опыте. В конце концов, интересующие меня нюансы могут быть для вас вообще неразличимы. Или различимы, но незначимы.

5. Ещё одна проблема во взаимопонимании состоит в том, что российские любители чая любят читать о различных редких ископаемых исинских глинах, запоминать их названия, рассматривать каталоги, в которых сфотографированы эти глины при разной температуре обжига, а потом начинается: «А это такая-то Ни (или Ша)? Или сякая-то?»

Поймите, пожалуйста, всё это не имеет отношения к чайникам такого уровня, с которыми работаем, например, мы. Такие чайники не делают из редких ценных глин, имеющих собственные названия и особые свойства. И их цвет – совсем не то, на что стоит ориентироваться, потому что он обусловлен, как правило, добавками и присадками.

Сложный состав современных материалов – не повод для паранойи, потому что при той температуре, при какой обжигаются такие чайники, всё, что чисто теоретически могло бы представлять какую-то опасность, если оно и было, переходит в нерастворимую форму. Даже ярко-зелёных и синих чайников не стоит бояться. Хотя мы с такими и не работаем. Если же вам обязательно нужно чего-нибудь бояться – ну, побойтесь крашеных чайников, на которых поверх глины есть слой краски какого-нибудь странного цвета, такая краска может закрепляться низкотемпературным обжигом. Но я даже не знаю, можно ли сейчас найти такое – по-моему, оно осталось в лихих девяностых.

6. Форма имеет эстетическое, но не практическое значение.
Форм чайников – множество, только самых знаменитых, классических – несколько десятков. Знать названия двадцати-тридцати из них – часть общей культуры, а знать, когда возникла каждая из них – вообще здорово, но чай от этого вкуснее не станет.

Все более-менее гармоничные и практичные формы можно считать равноценными, среди них нет хороших и плохих. Плохи только вычурные, замысловатые, авангардные формы, в которых чаю физически трудно раскрыться и/или взаимодействовать с водой – такие чайники имеют чисто декоративное предназначение. Одним из моих первых чайников лет двадцать назад был чайник в форме высокого горбатого моста на двух опорах – вот понравился, и всё тут. Заваривать в нём чай и особенно вытряхивать чай из него было сплошным мучением. Сейчас непрактичные вещи мне совсем не кажутся красивыми – наоборот, они сразу же вызывают отвращение.

Среди начинающих почему-то очень популярны Си Ши. Среди чуть более опытных почему-то популярны Ши Пяо. Среди интересующихся антиквариатом – Шуйпины. Шуйпины элегантны, но по своей природе имеют медленный слив, к Си Ши и Ши Пяо я просто равнодушен, мне симпатичны совсем другие формы.

Время от времени возникает мода то на одну, то на другую форму. И меня сразу же начинает бесить эта форма – не люблю всё стадное.

Иногда можно услышать, что та или иная форма хорошо подходит для того или иного вида чая – например, одно время говорили, что для красных чаёв лучше подходят вертикальные, цилиндрические или призматические чайники – Цин Цюань и т.п. Откуда это взялось – непонятно. Впечатление, что из наблюдений за японцами, использующими для высококлассных гёкуро приземистые плоские шиборидаши – а для красных, значит, надо наоборот, логично же.

Как бы то ни было, из моего опыта ничего такого не вытекает. Я вообще не усматриваю связи между формой чайника и тем, для каких чаёв он лучше подходит. Может, я недостаточно внимателен, или мой опыт слишком мал, но материал в любом случае имеет бОльшее значение.

Единственно, форма чайника должна быть адекватна форме самого чая. Неразумно брать чайник с узким горлом и мучиться, засовывая туда по одной чаинке даньцуны или разлапистые рассыпные шэны. И неразумно брать для туго скрученных тайваньских улунов чайник с формой, сильно отличающейся от шара или куба, в котором им элементарно не хватит места, чтобы развернуться.

7. «Письма мастера», печати и прочая хрень не имеет значения. Периодически к нам обращаются люди со странными вопросами, по которым можно судить о том, какие мифы сейчас бытуют в наиболее неграмотном слое чайного сообщества. Некоторые считают, что качество чайника каким-то образом связано с количеством штампиков на нём – они-де должны быть не только на дне чайника, но и на крышке, на ручке и ещё чёрт-те где. Это, конечно, полная чушь. Прямо сейчас я завариваю чай в самом дорогом и качественном из чайников, приехавших в последнем грузе, и на нём только одна печать. А на части более дешёвых и грубых – и по две, и по три.

Ещё бОльшая нелепость – требовать «письмо мастера». Какого, на хрен, мастера? Насколько я понял, имеются в виду стандартные бумажки с иероглифами, которые иногда вкладывают в коробки с чайниками или внутрь самих чайников, а иногда не вкладывают, никакой корреляции с ценой и качеством чайников тут не прослеживается, мы эти бумажки обычно выкидываем.

Но от этих печатей и писем есть и польза: если в общении всплывает что-то подобное, это надёжный признак, что человек не понимает, о чём спрашивает, он обратился не по адресу, ему с нами будет непонятно и страшно, и нам с ним незачем тратить время друг на друга.

8. В отличие от фарфора, глина нарабатывается, то есть изменяет свои свойства в процессе работы с ней, при правильном уходе – в лучшую сторону. Но надо различать практическую и эстетическую наработку, их в России часто путают или смешивают.

Под внешней, или эстетической наработкой понимается изменение внешнего вида чайника, появление у него особого мягкого блеска. Считается, что это исключительная особенность исинских глин. В это можно поверить – гуансийским и юньнаньским чайникам изменяться в этом направлении затруднительно, они изначально полированные… Механизм этого явления, насколько я знаю, не до конца изучен, и некоторые версии звучат довольно странно. А может, уже и изучен – эстетическая наработка меня абсолютно не интересует, так что я могу быть не в курсе.

Внутренняя, или практическая наработка связана с отложением на внутренних стенках чайника нерастворимого налёта, состоящего из окисленных полифенолов и их комплексов с металлами, и проявляется в улучшении вкуса и аромата завариваемого в нём чая. Что парадоксально, поскольку в числе важных достоинств исинских глин часто называют их высокую пористость, а налёт закрывает поры. Но факт остаётся фактом – в бывших в употреблении чайниках чай получается, как правило, немного лучше, чем в свежих.

В то же время, если вырастить слишком толстый слой налёта, он может начать мешать, и чайник придётся почистить, благо это нетрудно. Но это с чужих слов — со мной такого не случалось.

Поскольку этот налёт нерастворим, то внести непосредственный вклад во вкус и аромат чая он не может, и неважно, из какого конкретно чая он образовался. Поэтому наработать чайник «на шэны», «на шу», «на улуны» невозможно, у этого попросту нет физической основы, остаётся только изумляться, насколько живучим оказался этот миф, из которого торчат такие длинные, мохнатые маркетинговые уши… Если вы возьмётесь заваривать в чайнике шэны, в нём не начнут хорошо получаться шэны, а другие чаи – плохо. В нём немного лучше начнут получаться все чаи (из тех, для которых этот чайник вообще подходит). Если вы возьмётесь заваривать в чайнике шу, в нём не начнут хорошо получаться шу, а другие чаи – плохо. В нём немного лучше начнут получаться все чаи (из тех, для которых этот чайник вообще подходит).

Другое дело, что, как уже говорилось выше, для разных чаёв подходят разные чайники. Вот поэтому (а вовсе не из-за наработки) в идеале стоит иметь хотя бы несколько чайников с разными свойствами. У меня, например, около тридцати чайников, потому что мне ещё нужны чайники разного размера для компаний разной величины, а также для разных обстоятельств – для высококлассного чая дома я возьму чашку, а значит, и чайник поменьше, а для более простого чая или для зимней прогулки – покрупнее.

Но это не значит, что нужно сразу же, как только вы заинтересовались чаем, покупать себе десяток разных чайников. Лучше начать с одного или двух и поработать с ними некоторое время. За это время вы поймёте, нужны ли вам ещё чайники, и если да, то какие именно.

9. Надо различать практическую и антикварную ценность. То, что старые чайники первой исинской фабрики, пятой исинской фабрики и т.п. интересуют тех, кто коллекционирует антиквариат, не означает, что они превосходят современные чайники в практическом плане. Те из старых чайников, которые попадались мне, не представляли собой ничего особенного по части рабочих свойств – они не были ни особенно аккуратны, ни особенно быстры, ни особенно удобны. Не были они и особенно красивы. И чай в них получался довольно обычно. Но мой опыт в этой области крайне мал, антиквариат – совершенно не моя тема. Есть люди, которые высоко ценят старую глину (по крайней мере, некоторые её разновидности) именно за влияние на вкус и аромат чая.

10. Выбор между фарфоровой гайванью и глиняным чайником в самом грубом, приблизительном виде – это выбор между ароматом и вкусом. В чуть менее грубом виде – это выбор между богатством тонких, нежных, «высоких» обертонов и густотой, полнотелостью, полнозвучием.

«В чём лучше заваривать этот чай – в гайвани или в чайнике?» — порочная постановка вопроса, потому что она базируется на представлении, что есть какое-то объективное «лучше» для всех и на все случаи жизни. Больше возможностей вам откроется, если вы начнёте думать иначе: «Что я получу, если я заварю этот чай в гайвани, а не в чайнике? И чего я не получу, если поступлю так?» — и сопоставлять это с тем, чего вы хотите здесь и сейчас.

Даже чай, для которого считается однозначно более подходящей гайвань, стоит иногда пробовать заваривать в чайнике, и наоборот. Если, конечно, вы заинтересованы в расширении своего опыта и углублении своего понимания. Если же вы заинтересованы в ясных и чётких правилах – тогда не стоит.

11. Чересчур большой чайник лучше слишком маленького. Очень маленькие – меньше 80 мл – чайники хуже держат тепло (то есть, слишком быстро остывают, особенно в промежутках между проливами, в некоторых случаях это имеет значение – например, при питье чая на природе в холодное время года) и чаще имеют вялый слив, но что ещё важнее, в них чаю может не хватать места для того, чтобы листья полностью развернулись, а без этого чай не всё отдаст в настой.

Если чайник великоват, это не фатально. То, что чайник нужно всегда наполнять доверху – миф, не имеющий под собой никакой реальной основы. Если вы наполните чайник на три четверти или на две трети, это практически никак не скажется на результате. Чашки, в конце концов, можно взять повместительнее. А вот чайник, который маловат, никак не растянешь.

Выбирая чайник по объёму, не забывайте, что часть объёма будет занята чайным листом. Какая часть – зависит от вашего индивидуального стиля заваривания, но в среднем от четверти до трети. Таким образом, если вы планируете пить чай вдвоём, а чашки у вас по 50 мл, то вам нужен чайник не на 100, а примерно на 130-150 мл.

Поразительно, но не все знают, как измерить объём посуды с помощью весов, и некоторые пытаются определить его, пользуясь мерной посудой, или просто на глазок, погрешности при этом зачастую огромны. Всё очень просто: 1 мл воды весит почти ровно 1 г. Ставите чайник, чашку или иную подлежащую измерению посудину на электронные весы, нажимаете «tare», наливаете в посудину воду. Вес, который покажут весы – и есть её объём.

12. Представление о том, что чайники обязательно должны часто работать – такой же несуразный миф, как и то, что чайник можно наработать на какой-то конкретный чай. «Ах, зачем мне третий чайник, я же не смогу ежедневно пить чай из каждого из них» — и что? А зачем это нужно? «Зачем мне ещё одна майка, я же не смогу надевать все мои майки каждый день» — вы же не рассуждаете так? Трудно отделаться от впечатления, что этот миф – просто оправдание отказа от приобретения чайника, дескать, я не бедный и не жадный, я просто не могу загрузить чайники работой, которая им необходима. Но к чему эти оправдания? Как тратить деньги – это ваше личное дело, хотите – покупайте чайники, не хотите – не покупайте, это никого не должно касаться.

Под этим мифом нет никакой физической основы. Чайник – это кусок обожжённой глины, что с ним может случиться, если он год или век постоит в покое? Если не разбивать его и не бросать в жерло вулкана или атомный реактор, он будет существовать вечно. И после долгого перерыва он будет работать точно так же, как и без него.

08 февраля 2020 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038

Чайники